Каков порядок проведения специальной оценки условий труда и сколько это стоит

Проведение специальной оценки условий труда — это требование статьи 212 ТК РФ. СОУТ необходима для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют только государственные служащие.

Каков порядок проведения специальной оценки условий труда и сколько это стоит

О том как проводить СОУТ описано в законе 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда».

Прежде всех, выше указанный закон —  Порядок специальной оценки условий труда, обязаны знать эксперты проводящие СОУТ. Но в тоже время, заказчику требуется ознакомиться с законом для руководства его положениями при решении вопросов связанных с реализацией итогов. Актуальными вопросами могут стать:

  • решение трудовых споров о условиях труда;
  • решения о назначении компенсаций за наличие вредных условий труда;
  • периодичность проведения медосмотров;
  • сведения для оценки профессиональных рисков;
  • возможность применения труда женщин или подростков на конкретных рабочих местах.

Специальную оценку условий труда сама себе организация не проводит, а приглашает для этого специализированную организацию, имеющую разрешение на право проведения измерений и входящую в реестр Роструда.

Такое положение вытекает как из требования закона 426-ФЗ, так и из понимания что при специальной оценке проводятся измерения, которые должны быть выполнены измерительными приборами высокого класса точности, по утверждённым методическим указаниям, обученными специалистами (экспертами). 

при проведении специальной оценки условий труда действует принцип независимости результатов от административных или финансовых связей, что также не позволяет организации проводить СОУТ самой себе

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

  1. Подготовка перечня рабочих мест подлежащих проведению на них СОУТ. Данный вопрос при всей кажущейся простоте таит в себе особенности которые не уйдут от взгляда инспекции по труду. Поэтому осуществлять подготовку перечня РМ подлежащих специальной оценки условий труда необходимо зная всё о организации труда на предприятии. Для подготовки перечня создаётся комиссия по проведению СОУТ. Комиссия назначается приказом руководителя предприятия, это то, с чего начинается специальная оценка условий труда — первый организационный приказ.
  2. Заключение договора на проведение СОУТ. Перечень рабочих мест и количество рабочих мест служат предметом гражданско-правового договора который заключается с экспертной организацией.
    Для решения вопроса о стоимости проведения СОУТ,  достаточно обмена информацией в электронном виде. Каков порядок проведения специальной оценки условий труда и сколько это стоит
  3. Выезд экспертов к месту фактического размещения рабочих мест. Цель выезда — проведение исследований по техническому заданию получаемому от начальника лаборатории. Время проведения измерений на каждом рабочем месте, как правило занимает от 5 до 30 минут, в зависимости от количества факторов трудового процесса подлежащих исследованию.  
  4. Подготовка к измерениям.
    • На текущий момент важной задачей является наладка осветительных приборов, замена перегоревших ламп.
    • Назначение представителя комиссии для представления эксперту по рабочих мест. В задачи сопровождающего лица входит:
      • оповещение сотрудников о том что на их рабочих местах в данный момент будут проводится измерения связанные с оценкой условий труда;
      • непосредственно указание размещение рабочих мест для эксперта,
      • выдача пояснений эксперту о режиме работы сотрудников;
      • организация перевода оборудования в режимы работы необходимые для проведения измерений.  
  5. Оформление экспертами результатов специальной оценки условий труда. Производится по факту получения необходимых результатов измерений, сведений о обеспечение сотрудников СИЗ и назначенных до проведения текущей СОУТ компенсаций за вредные или опасные условия труда.  
  6. Заказчик получает оформленный комплект документов для ознакомления и утверждения. На данном этапе можно провести переговоры о включении упущенных сведений или устранении неточностей, если такие были допущены.
  7. Утверждение председателем комиссии про проведению СОУТ отчёта о проведении оценки условий труда является важной отправной точкой для следующих процедур:
    • Направление заказчиком оповещения о факте утверждения отчёта в течении 3х рабочих дней с момента его подписания. 
    • Ознакомление сотрудников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах. путём подписи карт специальной оценки условий труда, в течении 30 календарных дней с даты утверждения отчёта. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке.
    • Направление в инспекцию по труду декларации о соответствии условий труда требованиям охраны труда для РМ с классом условий труда 1 или 2, в течении 30 рабочих дней с даты утверждения отчёта.
    • Публикация сводных данных о результатах оценки условий труда на своём официальном представительстве в сети интернет при наличии такового и с учётом требований по защите государственной тайны, в течении 30 календарных дней с даты утверждения отчёта.
  • Срок действия материалов спецоценки условий труда — 5 лет.
  • На проведение СОУТ для вновь организованных рабочих мест отводится 12 месяцев.
  • На вакантных рабочих местах специальная оценка условий труда не проводится.

Источник: https://ceut.ru/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda/

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с 2014 года, используемая ранее аттестация рабочих мест была заменена такой процедурой, как специальная оценка условий труда (СОУТ).

Этот процесс имеет целый ряд существенных отличий от аттестации, и кроме того, в него включены совершенно новые понятия, подробно описанные в упомянутом выше законе.

Именно они должны сегодня использоваться при проведении специальной оценки условий труда, которая дает возможность выявить вредные и опасные факторы для сотрудников промышленных предприятий и иных компаний, а также оценить качество организации надлежащих условий для выполнения тех или иных должностных обязанностей.

Результаты СОУТ действительны одновременно с результатами аттестации рабочих мест, которая проводилась до вступления в силу нового закона. При этом как по тем, так и по другим итогам организуемые на предприятиях условия выполнения работ подразделяются на несколько классов и подклассов.

Оглавление

Специальная оценка условий труда: последние изменения в законодательстве

Напоминаем, что в 2018 г. заканчивается срок действия всех сертификатов, полученных по результатам проведения аттестации рабочих мест (АРМ) и выданных сроком на 5 лет, так как в 2014 г. на законодательном уровне была утверждена новая процедура – специальная оценка условий труда (СОУТ).

С 1 мая 2016 года вступил в силу Закон 136-ФЗ, согласно которому в установленный ранее порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) вносится ряд изменений. К самым основным из них можно отнести:

  • Чтобы значительно уменьшить финансовую нагрузку на компании, стабильно обеспечивающие абсолютно безопасные условия выполнения должностных обязанностей для своих сотрудников, новый законопроект дает возможность распространить процесс декларирования на те рабочие места, которые относятся ко второму классу условий труда и признаны допустимыми в ходе проведения специальных исследований;
  • C 2016 года все данные о специальной оценке условий труда, являющиеся государственной тайной, будут дополнительно защищены от несанкционированного доступа и передачи третьим лицам;
  • В реестр аккредитованных исполнителей, которые имеют право производить как аттестацию рабочих мест, так и специальную оценку условий труда, будут внесены изменения. Теперь в нем планируется публиковать данные о представительствах и филиалах таких компаний.

Все изменения, вносимые в порядок организации и проведения процедуры специальной оценки условий труда, по мнению экспертов, должны значительно повысить ее качество, объективность и точность результатов

Проведение СОУТ, согласно действующему законодательству, должно осуществляться исключительно организациями внесенными в реестр аккредитованных организаций по специальной оценке условий труда — такими, как компания СЕРКОНС, которая имеет-20 летний опыт и может предложить сразу несколько выгодных тарифных планов, выбор которых зависит от специфических особенностей деятельности конкретного предприятия и количества рабочих мест.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Помимо всего прочего, Закон 426-ФЗ определяет конкретную схему проведения специальной оценки условий труда. Каждое предприятие, которое намеревается получить соответствующий сертификат, должно в обязательном порядке пройти подготовительный этап, который включает в себя описанные ниже процедуры:

  • Cоздание на предприятии специальной комиссии для проведения СОУТ. В нее могут включаться руководители компании, а также как минимум один представитель профсоюзов или других объединений, представляющих интересы сотрудников. В обязательном порядке в комиссию должны входить медицинский работник и специалист по охране труда. Состав данного органа утверждается соответствующим приказом по предприятию;
  • Cоставление списка рабочих мест, которые будут подвержены СОУТ. В него обязательно должно включаться не менее 20 процентов аналогичных рабочих мест. В остальном законодательство не выдвигает никаких дополнительных ограничений;
  • Приглашение независимых оценщиков для проведения специальной оценки условий труда. Они в состав комиссии не включаются, оставаясь в ходе процедуры незаинтересованной стороной.

Выбор независимых оценщиков для проведения работ

Как уже упоминалось выше, процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) осуществляется не только комиссией, созданной на предприятии, но и независимыми оценщиками. Их выбор имеет очень важное значение, поэтому рекомендуем подойти к нему максимально ответственно.

Основными требованиями, которые предъявляются к организациям, имеющим право производить СОУТ, являются:

  • Наличие аттестата аккредитации на проведение аттестации рабочих мест. Этот документ выдавался до вступления закона о спецоценки условий труда в силу, но остается действительным до 2018 года, поэтому если он имеется у приглашаемой вами организации, процедура будет вполне законной;
  • Наличие лаборатории в специальном реестре оценщиков, составляемых Министерством труда. Помните, что СОУТ должна проводиться только теми лабораториями, которые имеют подтверждение аккредитации. В противном случае полученные результаты будут аннулированы и придется начинать все сначала;
  • В штат компании должно обязательно входить пять и более специалистов, имеющих специальные сертификаты, дающие право на проведение специальной оценки. Также в ней должен работать эксперт, имеющий высшее образование по специальности врач по санитарно-гигиеническим исследованиям, по гигиене труда или общей гигиене.

После выбора исполнителя с ним заключается договор, который составляется в свободной форме. Основные требования законодательства к данному документу – это необходимость четко прописывать права и обязанности договаривающихся сторон, а также стоимость всех предоставляемых услуг и ответственность за их некачественное выполнение или несоблюдение каких-либо пунктов договора.

Каков порядок проведения специальной оценки условий труда и сколько это стоит

Основным документом, который будет служить подтверждением проведения специальной оценки условий труда, а также предоставлять сведения о ее результатах, является отчет, который составляется независимым оценщиком. Его форма также определяется приказом Министерства труда 33н, поэтому важно соблюдать все требования, упомянутые в нем. В частности, документ должен содержать в себе следующие данные:

  • Cведения о компании, в которой производилась процедура;
  • Подробная информация об оценщике;
  • Cписок рабочих мест, в отношении которых производилась процедура;
  • Классификация условий труда, полученная по результатам оценки.

Дополнительно к отчету предлагается документ, который представляет собой перечень мероприятий, рекомендованных для улучшения условий труда. К нему никаких специальных требований не предъявляется, поэтому он составляется в свободной форме.

Подача отчета о специальной оценке условий труда в контролирующие органы

Одной из особенностей процедуры СОУТ является отсутствие необходимости для проверяемого предприятия осуществлять передачу отчета в Государственную инспекцию по труду самостоятельно. Эта задача теперь возлагается на независимых оценщиков.

Они же несут ответственность за своевременное улаживание бюрократических формальностей. К примеру, если проверка на предприятии была проведена, но отчет подан с опозданием, штрафными санкциями облагается оценщик, а не его работодатель.

Необходимость в ознакомлении сотрудников предприятия с результатами оценки условий труда

Закон 426-ФЗ устанавливает срок в 30 календарных дней для того, чтобы руководитель предприятия довел до работников результаты специальной оценки условий труда.

Причем в эти временные рамки не входят выходные дни, внеочередной или плановый отпуск, отдых сотрудника между сменами, поездки в командировку или пребывание на больничном.

Зачем необходимо сообщать о полученных результатах персоналу?

Все дело в том, что выполнение работ, так или иначе связанных с опасными или вредными условиями труда, дают сотрудникам законное право на следующие преференции:

  • уменьшение обязательного рабочего времени с 48 до 36 часов в неделю. То есть, до шестичасового рабочего дня;
  • увеличение заработной платы.

На сегодняшний день оклад может быть повышен не менее, чем на четыре процента. Для предоставления сотрудникам информации о результатах проверки используется такой документ, как ознакомительный лист, составляемый в свободной форме, но содержащий исключительно достоверную информацию.

Читайте также:  Учитываются ли премии, и какие именно, при расчете отпускных

Подготовка и подача декларации о проведении СОУТ

Еще одна особенность специальной оценки условий труда заключается в том, что в некоторых случаях требуется подавать декларацию в Государственную инспекцию, расположенную в вашем регионе или населенном пункте.

Она может быть вручена лично представителю данного органа, либо отправлена по почте.

Существует также возможность передачи документа посредством интернета, однако в этой ситуации его следует заверить электронной подписью, которая сегодня имеется далеко не у всех компаний.

Обязательным условием для подачи декларации СОУТ является отсутствие не предприятии потенциально опасных и вредных рабочих мест, что подтверждается соответствующим экспертным заключением.

Сроки, отведенные законодательством на эту процедуру, составляют 30 дней с момента завершения СОУТ.

Действует документ в течение 5 лет и может быть продлен на такое же время в том случае, если на производстве не будет выявлено травм, связанных с технологическим процессом или профессиональных заболеваний. В противном случае нужно снова проводить оценку и подавать новую декларацию.

В качестве лирического отступления скажем о том, что практически на каждом отечественном предприятии можно без особого труда выявить массу факторов риска для работников. Поэтому пока положения о подаче декларации в инспекцию труда остаются лишь нормативным актом, который вряд ли будет применен на практике.

Куда отнести средства, затраченные на проведение специальной оценки условий труда?

Как и старые положения об аттестации, закон о проведении специальной оценки условий труда определяет, что средства, затраченные на эту процедуру, можно отнести на страховые взносы за травматизм. Вернее – не более двадцати процентов от использованной суммы. Для этого потребуется выполнить несколько следующих действий:

  • осуществить расчет максимальной суммы, засчитываемой на страхование от несчастных случаев;
  • подготовить пакет документов в социальную службу, который должен включать в себя данные по проведенному расчету, а также копии таких документов, как приказ о создании комиссии, занимающейся проведением специальной оценки условий труда,договор о выполнении процедуры с независимой компанией и список мер, направленных на то, чтобы устранить обнаруженные в ходе СОУТ недостатки и улучшить потенциально опасные и вредные условия для персонала.

Кроме того, в документах обязательно должно быть указано количество рабочих мест, подвергшихся проверке и стоимость услуг оценщика по каждому из них.

Что такое внеплановая специальная оценка условий труда и как она проводится?

В некоторых случаях возникает необходимость в проведении такой процедуры, как внеплановая специальная оценка условий труда. Закон 426-ФЗ относит к ним следующие ситуации:

  • появление на предприятии новых рабочих мест;
  • несчастные случаи в процессе выполнения каких-либо работ, получение сотрудником компании травмы. СОУТ не проводится лишь в том случае, если работник пострадал из-за действий третьих лиц;
  • обнаружение профессиональных болезней, причиной появления которых явились вредные или опасные производственные факторы;
  • предписание контролирующих органов, которые имеют право проводить специальную оценку условий труда вне графика, руководствуясь информацией, полученной о предприятии из собственных источников;
  • внедрение новых технологий в процесс производства, а также модернизация производственных линий, использование нового оборудования;
  • внесение изменений в состав сырья, используемого для производства продукции. В данном случае проверка проводится лишь при обнаружении новых вредных или опасных факторов, влияющих на здоровье работников; обращение профсоюзов с обоснованными аргументами в пользу проведения процедуры СОУТ вне ранее намеченного плана.

Процедура проведения внеплановой специальной оценки условий труда ничем не отличается от обычной, поэтому описывать ее не имеет смысла. Сообщим лишь, что она должна быть осуществлена не позже, чем через полгода после вышеупомянутых событий.

Какую ответственность понесет предприятие, которое игнорирует требования законодательства, относящиеся к специальной оценке условий труда?

Как уже упоминалось выше, для всех работодателей оценка условий труда является обязательной процедурой. Поэтому игнорирование требований по ее проведению могут привести к следующей административной ответственности:

  • для компаний и предприятий – штрафные санкции в размере 40-60 тысяч рублей. Также может быть приостановлена деятельность организации сроком до трех месяцев;
  • для должностных лиц, которые не выполнили требования по проведению СОУТ – штраф в размере 5-10 тысяч рублей, либо дисквалификация до трех лет. Второй вариант применяется только в случае повторного нарушения трудового законодательства;
  • для индивидуальных предпринимателей сперва предусмотрено предупреждение, после чего накладывается штраф, составляющий 5-10 тысяч рублей при первом нарушении и 30-40 тысяч – при втором. В дальнейшем применяется такое наказание, как приостановление деятельности ИП на срок до 3 месяцев.

Говоря об ответственности, следует упомянуть, что до 1 января 2015 года не проведение СОУТ считалось лишь нарушением трудового законодательства и наказывалось соответствующе. При этом суммы штрафов были значительно меньшими. С указанной даты существует ответственность именно за игнорирование требований к специальной оценке, условий труда.

Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности

В процессе проведения специальной оценки условий труда все опасные и вредные факторы разделяются на следующие классы:

  • 4-й, включающий те факторы, которые оказывают негативное воздействие на здоровье работника на протяжении всего дня или смены;
  • 3-й класс, к которому относится вредное воздействие, лишь незначительно превышающее нормальный уровень;
  • 2-й класс. Он включает в себя допустимые условия работы, при которых любые изменения здоровья сотрудника возвращаются в норму в процессе отдыха;
  • 1-й класс с его оптимальными условиями, не предполагающими наличие каких-либо вредных и опасных для здоровья факторов.

Кроме того, существуют подклассы каждой из степеней опасности, которые более подробно описывают уровень отрицательного воздействия.

Практическое применение результатов специальной оценки условий труда

Ознакомление работников с результатами СОУТ, как упоминалось выше, дает им право требовать для себя либо сокращения рабочего времени, либо увеличения оклада. Также специальная оценка условий труда может быть использована в следующих целях:

  • оснащение сотрудников индивидуальными и коллективными средствами защиты, которые подбираются в зависимости от степени опасности работы на том или ином рабочем месте;
  • разработка мер по улучшению условий труда, по их приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства;
  • выплата денежных компенсаций тем сотрудникам, которые получают травмы или приобретают профессиональные заболевание, предоставление гарантий безопасность в дальнейшем.

Также результаты оценки независимыми организациями используются для того, чтобы максимально точно рассчитать дополнительные тарифы, на основании которых уплачиваются взносы в Пенсионный фонд РФ.

Полезная информация о СОУТ:

Так проходит СОУТ на объектах наших заказчиков

Благодарственные письма наших клиентов

Мы обеспечиваем соблюдение охраны труда на таких предприятих как:

Источник: https://www.serconsrus.ru/services/sout/

Как провести спецоценку: напомним основные правила

Порядок проведения спецоценки условий труда принят Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ в ред. (далее — Закон № 426-ФЗ). Напомним основные этапы для тех, кто еще не успел аттестовать рабочие места по новым правилам, и тех, кому в ближайшее время предстоит проходить эту процедуру вновь.

Первое слово — за работодателем

Внутренняя комиссия по проведению СОУТ может быть создана в организации только на основании приказа директора. Приказ определяет поименно членов комиссии, ее руководителя и регламент деятельности.

В состав комиссии должны войти специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, если таковая есть, а если нет — уполномоченные (доверенные) лица по охране труда от трудового коллектива (такого требование некоторых региональных ГИТ). Возглавляет комиссию работодатель или его полномочный представитель.

Закон не называет необходимое количество членов комиссии, но содержит уточнение — количество должно быть нечетным (ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Комиссия должна определить список рабочих мест, которые подлежат оценке. Если это начальная СОУТ или закончилось действие результатов АРМ, проводится спецоценка всех рабочих мест: и офисных, и производственных.

Исключение составляют место работы дистанционных сотрудников. Аналогичные рабочие места — такое понятие вводит п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ — выборочно. Замеры проводятся на 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест, но не менее двух.

Результаты СОУТ потом распространяются на оставшиеся.

После определения перечня рабочих мест комиссия должна составить график проведения спецоценки и утвердить его приказом директора. Если СОУТ проводится поэтапно, следует учесть, что некоторые рабочие места должны быть обследованы в первую очередь (письмо Минтруда России от 8.12.2014 № 15-1/В-1829):

  • если должность или специальность дает сотруднику право на досрочную трудовую пенсию по старости;
  • если условия работы дают право на гарантии и компенсации;
  • если по результатам предыдущей аттестации/спецоценки были определены вредные и/или опасные условия труда (п. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Важно! Результаты спецоценки условий труда действительны в течение пяти лет

Иногда у работодателя возникает необходимость провести внеплановую спецоценку. Закон № 426-ФЗ выделяет несколько оснований (п. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • создание новых рабочих мест;
  • по предписанию инспектора ГИТ;
  • изменение производственного процесса или замена оборудования, которые способны изменить условия труда;
  • изменение состава сырья, которое может негативно влиять на сотрудника;
  • изменение средств индивидуальной и/или коллективной защиты;
  • несчастный случай или выявленное заболевание, связанные с выполнением трудовых обязанностей;
  • обоснованное предложение выборного органа о пересмотре результатов действующей СОУТ.

В зависимости от оснований работодатель обязан провести внеплановую оценку в срок от 6 до 12 месяцев (п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Следующий этап — найти лицензированную организацию, которая и проведет оценку рабочих мест. Выбрать ее можно в перечне, который представлен на сайте Минтруда РФ. После подписания договора работодатель должен передать организации всю информацию по условиям труда: документы, технологические карты, планировки помещений и пр.

Слово за подрядчиком

На этом этапе проводится идентификация и оценка факторов, негативно влияющих на сотрудников. Их подразделяют на:

  • физические (движущиеся механизмы, электрический ток, открытые режущие механизмы и пр.);
  • химические (газы, агрессивные жидкости, токсичные пыли и пр.);
  • биологические (микробы, бактерии, вирусы);
  • психофизиологические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Нанятая организация идентифицирует вредные/опасные факторы в соответствии со спецификой организации и передает этот перечень комиссии на утверждение (п. 2 ч. 2 Приказа Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 № 642н).

Затем происходит измерение реальных показателей по каждому рабочему месту. На основе этого исследования рабочим местам присваивается класс: 1 класс — оптимальные условия труда, 2 — допустимые, 3 — вредные и 4 — опасные (п. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

В Контур.Персонале сведения об условиях труда всегда доступны: информация хранится как в штатной единице, так и в личной карточке сотрудников

Узнать больше

Лицензированная организация, с которой у работодателя заключен договор, подводит итоги и собирает их в отчет. Форма отчета представлена в Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. В ней содержатся:

  • сведения об организации, проводившей специальную оценку;
  • перечень рабочих мест и перечень вредных и (или) опасных факторов;
  • карты спецоценки с указанием класса условий труда по конкретным рабочим местам;
  • протоколы исследований и измерений производственных факторов;
  • протоколы по оценке эффективности СИЗ и пр.

Отчет должны изучить и подписать все члены комиссии во главе с руководителем. Подписание должно быть зафиксировано протоколом заседания комиссии. Если один из членов комиссии по какой-то причине не может принимать участия в работе, издается дополнение к приказу на проведение СОУТ о замене одного из членов комиссии.

Если кто-то не согласен с результатами спецоценки, может сформулировать свои возражения в письменном виде. Важно, что последним подписывает отчет руководитель компании-нанимателя. Его виза на титульном листе отчета и станет отправной точкой для дальнейших шагов.

Не позднее чем через три рабочих дня после утверждения отчета работодатель обязан сообщить организации, которая проводила СОУТ, что отчет принят. Сделать это можно любым удобным способом, подтверждающим дату отправки, направив подрядчику копию подписанного отчета.

Важно! С даты утверждения отчета начинают действовать все полагающиеся сотрудникам компенсации, льготы и надбавки согласно ТК РФ

Еще один важный документ, который работодатель составляет на этом этапе, — декларация соответствия условий труда на рабочих местах госнормативам охраны труда. Такую декларацию подают в ГИТ, если по результатам СОУТ не выявлены вредные и/или опасные факторы и рабочим местами присвоены классы 1 — оптимальный и 2 — допустимый.

На это отводится не более 30 рабочих с дней с даты утверждения отчета руководителем. Декларация может быть передана лично в региональную государственную инспекцию по труду, выслана почтовым отправлением или подана в электронном виде, через сайт Федеральной службы по труду и занятости (Приложение 2 к Приказу Минтруда России от 7.02.2014 № 80н в ред.

Читайте также:  Об отпуске в первый год работы согласно нормам тк рф

Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н).

Не позднее чем через 10 рабочих дней госинспекция должна уведомить компанию о том, что приняла декларацию, или вернуть документ на доработку.

Обнародуйте результаты СОУТ

Прежде всего работодатель должен под подпись ознакомить каждого сотрудника с итогами проведенной спецоценки (пп. 4 п. 2 ст. 4, п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это надо в течение 30 дней с момента утверждения отчета. Срок можно продлить, если сотрудник был в длительном отпуске или командировке, на больничном и пр.

Подписи можно оставить в карте спецоценки. Если на рабочем месте сотрудники меняются часто и в карте не осталось места, можно составить отдельный лист ознакомления.

Если спецоценка проводится впервые, с каждым сотрудником следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору — тем более что пункт об условиях труда входит в список обязательных для трудового договора.

Когда впоследствии будут приходить новые сотрудники, класс рабочего места и условия труда должны быть сразу указаны в трудовом договоре.

Кроме того, разместите на сайте своей компании информацию о присвоенных классах рабочих мест и перечне мероприятий по охране труда. Сделайте это не позднее 30 календарных дней со времени утверждения отчета (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

И последний этап этого долгого пути — сообщить о результатах спецоценки ФСС. В первый же отчет по обязательному социальному страхованию (форма 4-ФСС) внесите соответствующие сведения.

Штрафы и взыскания

В действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях выделен целый раздел, описывающий санкции для организаций-нарушителей. Пункт 5.27.1 КоАП содержит несколько оснований для взысканий:

Основание Объект Сумма штрафа, руб.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда Должностные лица От 2 000 до 5 000 или предупреждение
ИП От 2 000 до 5 000
Юридические лица От 50 000 до 80 000
Непроведение или нарушение установленного порядка проведения СОУТ Должностные лица От 5 000 до 10 000 или предупреждение
ИП От 5 000 до 10 000
Юридические лица От 60 000 до 80 000
Допуск работника без прохождения обучения и проверки знаний, без обязательных медосмотров и пр. Должностные лица и ИП От 15 000 до 25 000
Юридические лица От 110 000 до 130 000
Необеспечение работников СИЗ Должностные лица и ИП От 20 000 до 30 000
Юридические лица От 130 000 до 150 000
Повторное правонарушение в сфере охраны труда Должностные лица От 30 000 до 40 000 или дисквалификация от одного до трех лет
ИП От 30 000 до 40 000 или приостановление деятельности до 90 суток
Юридические лица От 100 000 до 200 000 или приостановление деятельности до 90 суток

Источник: https://kontur.ru/articles/5282

Внеплановая спецоценка: условия и порядок проведения

Дополнено 22.04.2019

Новости с 2019 года

Оценка вредных и опасных производственных факторов, наличествующих на рабочем месте, и их возможного влияния на здоровье сотрудников может проводиться даже после того, как официальная СОУТ уже была проведена. В каких случаях необходимо проведение внеплановой специальной оценки условий труда, и что следует о ней знать?

Вопрос о том, как провести спецоценку, регулируется действующим с января 2014 года Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013. Согласно этому документу, результаты СОУТ считаются действительными в течение 5 лет с момента проведения. Однако иногда может сложиться ситуация, когда нужно выполнить процедуру во внеплановом режиме. Рассмотрим эти случаи.

 

Когда проводить

Проверка специальной оценки условий труда во внеплановом режиме проводится в следующих случаях:

  1. Если на проведение СОУТ было выдано специальный приказ государственного инспекционного органа (Роструд);
  2. Если на предприятии произошел несчастный случай, приведший к производственным травмам или смертельному исходу;
  3. Если на рабочих местах были выявлены заболевания, являющиеся последствиями влияния на работников вредных или опасных производственных факторов (профессиональные заболевания);
  4. Если в организации были введены новые, еще не проверенные рабочие места (Это важно! Рабочие места должны быть уже организованы, как и штатный технологический процесс, который будет на них проходить. Для еще не обустроенных мест СОУТ не проводится, и законодательством не предусмотрена);
  5. Если технологические процессы, сырье или оборудование, используемые в работе предприятия, были изменены. Чтобы понять, когда проводится внеплановая спецоценка, следует выяснить, могут ли эти изменения спровоцировать появление неучтенных вредных и опасных факторов (изменилась температура в цехе, усилились промышленные вибрации, было введено в эксплуатацию новое оборудование и т. д.);
  6. Если для ограждения сотрудников от влияния вредных факторов стали использоваться новые средства индивидуальной защиты (в этот пункт также входит, к примеру, использование работниками теплой спецодежды в зимний период, если на момент проведения спецоценки летом этот фактор не учитывался);
  7. Если мотивированное предложение о реализации повторной спецоценки выдвигает представительный орган работников или профсоюзная организация.

 

Сроки

В большинстве перечисленных ситуаций организация должна провести внеплановую проверку не позднее, чем через шесть месяцев с момента возникновения такой необходимости.  Однако в некоторых случаях, в число которых входит введение новых рабочих мест или существенное изменение технологии, на это предприятию отводится двенадцать месяцев.

Отвечая на часто задаваемые вопросы, заметим: перепланировка или ремонт помещения в перечень обязательных условий для внепланового проведения СОУТ не входят, за исключением тех случаев, когда изменившиеся размеры помещения могут стать действительно серьезным фактором, влияющим на работу (для сотрудника остается слишком мало пространства, он вынужден работать слишком близко к источнику шума, излучения, запаха или вибрации и т. д.).

 

Порядок проведения

В период существования аттестации рабочих мест, ее внеплановое проведение было регламентировано Приказом Минздравсоцразвития № 324н (пункты 47 и 48) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Введение федерального закона № 426-ФЗ упразднило ранее действующий приказ, и специальная оценка, в том числе и внеплановая, проводится на основании этого документа.

О порядке и методике проведения СОУТ — как плановой, так и внеплановой — работодатель может прочитать в тексте Приказа Минтруда № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда».

 

Этапы внеочередной спецоценки

В целом, внеплановая проверка специальной оценки условий труда проводится в том же порядке, что и обычная. Этапы проведения внеплановой СОУТ так же включают в себя:

  • подготовку (определение перечня рабочих мест, которые подвергнутся оценке, выбор экспертной организации и оформление комиссии);
  • идентификацию вредных и опасных факторов и декларирование соответствия;
  • проведение измерений влияния факторов с последующим присвоением класса вредности;
  • составление и согласование образца отчета о проведенной оценке;
  • ознакомление работников с итогами и обнародование результатов.

 

Подготовка к внеплановому проведению СОУТ

Поскольку проведение СОУТ — процесс сам по себе не скоропалительный, лучше всего заранее спланировать и подготовить рабочие места, которые будут оценены в первую очередь — ими должны стать те места, на которых наиболее остро ощущается влияние вредных производственных факторов. В отношении остальных можно будет оформить протокол о непроведении внеплановой СОУТ.

Оплата и подготовка проверки  — обязанность работодателя.

Затягивать с этим видом оценки не стоит — лучше всего провести ее до того, как на организацию обратят пристальное внимание контролирующие органы, что, в случае с произошедшей травмой или прямым обращением сотрудников или профсоюзов, произойдет довольно скоро. Согласованные и готовые результаты станут подспорьем для работодателя и гарантом принятия мер безопасности для работников, а также сведут к минимуму возможность внезапного визита инспекторов.

 

В 2019 году проведение СОУТ подвергается изменениям. Теперь спецоценка должна проводится на всех предприятиях, в том числе в микрофирмах и малых. Специальная оценка условий труда больше не осуществляется поэтапно.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/vneplanovaya-specocenka-usloviya-i-poryadok-provedeniya/

Вопрос-ответ по специальной оценке условий труда | Балтийский институт охраны труда

Когда получите долгожданные результаты специальной оценки условий труда, то первым делом просмотрите их, а еще лучше, если Вы внимательно изучите их и обсудите все с комиссией. Если Вы плохо разбираетесь в физических факторах, в особенностях их оценки и т.д., то Вам будет достаточно ознакомиться с картами на рабочие места и сводной ведомостью.

Но помимо самых главных вещей, которые обязательно нужно просмотреть и проверить, не стоит забывать и о «мелочах»: название должности или профессии, структурных подразделений (эти данные должны соответствовать действующему штатному расписанию), коды Вашего предприятия, состав комиссии и т.д.

Если есть возможность получить в электронном виде материалы СОУТ, воспользуйтесь этим и внимательно прочтите, это даст возможность избежать мелких неприятностей при подписании документов уже в распечатанном виде.

Ну а теперь к главному! В картах на рабочее место первым делом обратите внимание на строку 030, именно в этой табличке указаны классы условий труда по каждому фактору, то есть видно какие факторы были оценены, и итоговый класс условий труда. Уже глядя на итог этой таблицы можно с уверенностью сказать, какие будут результаты.

Строка 040 содержит важную информацию о компенсациях: нужна ли повышенная оплата труда, дополнительный отпуск и т.д. Здесь указаны гарантии и компенсации как фактические, которые были до проведения СОУТ, так и положенные по результатам СОУТ (в зависимости от итогового класса условий труда они должно соответствовать статьям 92, 117, 142 ТК РФ). Эту информацию и нужно донести до руководства.

Результаты СОУТ также прослеживается в сводной ведомости, все наглядно и в одной таблице: по каждому рабочему месту выведены классы по оцениваемым факторам и итоговый класс, а также соответствующие этому классу гарантии и компенсации.

Просмотрев все карты и проверив каждую букву в ведомостях, можно начать подписывать материалы СОУТ комиссией и, поставив окончательные дату и подпись на отчете председателем комиссии (в данном случае имеется в виду дата и подпись на титульном листе), можно начинать отсчет времени для ознакомления работников в картах под роспись. Согласно статье 15 федерального закона №426-ФЗ – на это Вам дают 30 календарных дней со дня подписания отчета (сюда не включаются периоды больничного, отпуска и т.д., то есть то время отсутствия, которое может быть подтверждено соответствующими документами/справками).

Стоит уделить время дополнительным тарифам страховых взносов, которые должен начислять работодатель также с даты утверждения отчета по результатам СОУТ. Но здесь есть оговорка – эти дополнительные тарифы страховых взносов касаются не всех рабочих мест, а только тех, что указаны в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Например, за допустимый и оптимальный класс условий труда, то есть итоговый класс 2.0 и 1.0 на рабочем месте, дополнительный тариф страхового взноса равен 0,0 процента, при вредном классе 3.1 – 2,0 процента, при 3.2 – 4,0 процента, при 3.3 – 6,0 процента, при 3.4 – 7,0 процента, при опасном классе – 8,0 процента (согласно статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

N 212-ФЗ с изм. от 23.05.2015).

Итак, что же дальше? Дальше нам поможет ТК РФ, а именно, статья 74.

Если класс условий труда изменился, и это повлекло за собой изменения условий труда и коснулось гарантий и компенсаций, то нужно менять условия трудового договора, уведомив предварительно об этом работника.

На эту кропотливую работу отведено не более двух месяцев. Результаты специальной оценки условий труда требуют аккуратного и внимательного подхода и для них важен каждый календарный день, не торопитесь и делайте все в срок!

Источник: https://biot.su/poleznoe/otvety-na-chasto-zadavaemye-voprosy/vopros-otvet-po-specialnoj-ocenke-uslovij-truda.html

Проведение специальной оценки условий труда

  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • • Суть спецоценки условий труда                        • Когда требуется внеплановая СОУТ?
  • • Кому необходимо проводить                              • Кто проводит спецоценку?
  • • Что подлежит спецоценке?                               • Результаты специальной оценки условий труда
  • • Сроки проведения плановой СОУТ                    • Ответственность за нарушения (штрафы)
Читайте также:  Получает ли ип декретные выплаты и как их необходимо оформлять

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

  1. Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники.

    Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

  2. 1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;
  3. 2) Работодателям — физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий.

Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно.

В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ, спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда.

Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru. В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные взносы (для классов «вредный» — от 2 до 7% и «опасный» — 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ.

Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места.

Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

  • 1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;
  • 2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;
  • 3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:
  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

Источник: https://ip-spravka.ru/kadry/specialnaya-ocenka-uslovij-truda

Ссылка на основную публикацию