Как проводится аудит условий?

Важной составляющей в осуществлении рабочего процесса любого производства всегда будет являться охрана труда. Соблюдение необходимых условий по охране труда рабочих обусловлено рядом определенных правил ТК РФ, которым нужно следовать.

Учреждение службы в области охраны труда или принятие специального работника в этом направлении нужно каждому предприятию, где число сотрудников превышает 50 человек. А правильно ли выполняются все необходимые требования в данной области призваны контролировать аудиторские проверки, о них и пойдет речь ниже.

Зачем проводят аудит условий труда безопасности и здоровья

Как и кем проводится аудит условий и безопасности труда на производстве

Аудит условий труда — самостоятельный объективный способ проверить работу сферы охраны труда, который позволяет выявить несоответствия в деятельности предприятия с точки зрения законов.

Как и кем проводится аудит условий и безопасности труда на производстве

Аудит охраны труда позволяет раскрыть все несовершенства системы защиты и организовать мероприятия по улучшению на предприятии согласно законам. Аудит — это комплексная проверка, в которую входят:

  • ревизия оборота всех материалов. Проверяется наличие всего документооборота на производстве, касаемо сферы охраны труда;
  • проверка актов и журналов на наличие соответствия настоящим законам;
  • контроль жизнедеятельности объекта и предложения по оптимизации трудовых условий;
  • предоставление подробного отчета по проверяемому объекту;
  • перечень мероприятий по устранению несоответствий;
  • рекомендации по осуществлению действий, являющихся обязательными.

Обратите внимание! Рекомендации создаются с учетом трудозатрат по обучению, специальной оценки условий труда, требований законов и прочих нюансов.

Польза внутреннего аудита

Аудит по охране труда не служит обязательным условием для руководства предприятий, решение о назначении проверки принимается индивидуально членами руководства. Аудиты охраны труда помогают руководителю предприятия получить данные о нарушениях в этой области и в дальнейшем предоставить в отчетах пути решения этих проблем владельцу объекта.

Внутренним аудитом называют проверку структуры, которая управляет охраной труда, на предмет отлаженной работы. Осуществлять проведение таких проверок нужно постоянно, это позволит:

  • получить своевременные сведения по состоянию условий труда в компании;
  • обнаружить несоответствия обустройства мест для работы и опасные факторы производства;
  • подготовиться к аудиту государственной инспекции труда;
  • проверить существующую систему управления охраной труда;
  • оценить действия сотрудников и выявить причины травматических ситуаций на производстве;
  • исключить штрафы по итогам проверок;
  • качественно пройти контроль уполномоченных учреждений.

Кто может провести аудит по охране труда

В зависимости от вида аудита происходит подбор участников аудиторской комиссии. Если внутренний аудит, проверяющие назначаются руководством. Ими могут быть сотрудники, которые являются специалистами в необходимой области. Если речь идет о внешней проверке, то в составе комиссии должны быть специалисты сторонних проверяющих учреждений.

Требования, которым должен отвечать каждый член аудиторской комиссии:

  • высшее или среднее специальное образование;
  • срок работы в данной сфере не менее трех лет;
  • наличие обучающей программы на аудитора в минимальном объеме 40 ч;
  • наличие за последние три года четырех полных проверок (по 20 ч) под руководством более опытного рабочего.

Проведение аудита по охране труда на предприятии

Аудит разделяют на плановый и внеплановый. Если в организации неожиданно сменился руководитель, то проводят внеплановую проверку.

Внутреннюю аудиторскую проверку проводят в 10 этапов, которые являются необходимыми для представителей организации.

Как и кем проводится аудит условий и безопасности труда на производстве

Этап 1. Разрабатывается специальный стандарт, в котором прописываются нюансы, касающиеся данного аудита:

  • данные персонала. Назначение персонала в структуре и должностные обязательства каждого;
  • схема проведения аудита;
  • условия формирования отчетов по итогам проверки и все детали процесса регистрации;
  • указываются мероприятия, в которых осуществляется корректировка полученных результатов, если они необходимы.

Этап 2. Указывается объект проверки. Определяется, в каком из направлений будет работать аудиторская группа:

  • определяется возможность возникновения травм на предприятии. Осуществляется проверка пригодности средств индивидуальной защиты. Выясняется, есть ли недочеты, приводящие к отсутствию защиты сотрудника на его рабочем месте;
  • проверяется ведение журнала инструктажа по технике безопасности на рабочем месте. Также подвергаются проверке личные карточки;
  • выясняется степень готовности сотрудниками к непредвиденным обстоятельствам (форс-мажорам);
  • осуществляется проверка правильности заполнения всех предусмотренных форм в документации.

Этап 3. Разрабатывается программа аудита. Этой задачей, как правило, занимается комиссия, созданная руководством.

  • Назначается ответственный в сфере охраны труда.
  • Определяются документы, которые будут выбраны для проверок.
  • Назначаются даты и периодичность отчетов.

Этап 4. Данный этап предполагает создание распорядительного документа о проведении внутренней аудиторской проверки. Если проверка проходит на структурном подразделении, то руководителя этого подразделения необходимо ознакомить с приказом не менее чем за 10 дней до назначенной даты.

Этап 5. После ознакомления аудиторами со всеми необходимыми документами им необходимо приступить к созданию специальных брошюр, которые будут являться памятками для сотрудников.

Этап 6. Непосредственно начало аудита. Осуществляются сбор необходимых данных и анализ, учитывая все нюансы. Аудит условий труда и безопасности здоровья может проводиться как в рабочие, так и в нерабочие часы по согласию сотрудников.

Обратите внимание! Главная цель аудитора — получение достоверной и точной информации по проверяемым объектам.

Этап 7. Если в ходе проверки обнаружены несоответствия, аудиторской группой составляется протокол нарушений и соответствующий отчет.

Возможные нарушения:

  • нарушены сроки по обучению;
  • отсутствие у управляющего предприятием документа, подтверждающего обучение в специализированном учебном заведении;
  • в штате предприятия нет необходимых сотрудников, которые должны были пройти обучение в специализированном учебном заведении;
  • факт прохождения обучающего курса по данному направлению у персонала отсутствует.

Всевозможные неточности заносятся в протокол нарушений, соблюдая весь алгоритм. Отображаются в нем время и число обнаруженного нарушения, его подробное описание и значимость. Когда аудитор готовит общий отчет, он должен зачитать все установленные несоответствия всем присутствующим на комиссии. Время на формирование данного отчета устанавливается законом — одна неделя.

Обратите внимание! Руководством предприятия может быть разработана специальная уникальная форма для предоставления таких отчетов.

Этап 8. Совещание руководителей подразделений предприятия. На нем оглашаются все результаты проверок и выявленные нарушения, предлагаются и фиксируются способы устранения этих несоответствий и время, необходимое на реализацию данных действий.

Этап 9. Возможность для устранения найденных нарушений на предприятии. На соответствующие действия по осуществлению корректирующих мероприятий отводится месяц. Однако, если предприятие имеет некую особенную специфику, то законодательством предусмотрено продление срока на устранение существующих нарушений.

Этап 10. Осуществление регистрации в реестре итогов внутреннего аудита проверки организации. В нем отражаются все необходимые данные, в том числе информация о сроках и времени проведения всех этапов и копии документов.

К сведению! Когда внутренняя проверка по охране труда на предприятии осуществляется регулярно, а все обнаруженные несоответствия устраняются в срок, подвергаясь тщательному анализу со стороны руководства, то появление травматизма на данном предприятии является минимальным.

Где и как зафиксировать результаты аудита

Итогом проверки условий труда является аудиторский отчёт. В нем содержится следующая информация:

  • данные о наличии у проверяемого объекта необходимых документов, регламентированных законом;
  • аттестация структуры охраны труда на предприятии;
  • при наличии нарушений указываются соответствующие ссылки на законы с требованиями;
  • необходимые мероприятия по устранению выявленных несоответствий на предприятии.

Как и кем проводится аудит условий и безопасности труда на производстве

Стоимость аудита по охране труда

Стоимость услуг по проведению аудита условий труда по безопасности и здоровью варьируется от 20 тыс. до 50 тыс. руб.* в зависимости от предприятия. На стоимость влияют:

  • предстоящий объем работы;
  • поставленные задачи;
  • область проведения;
  • численность персонала;
  • сложности и объемы документации;
  • специфика предприятия.

Так, например, анализ необходимой документации с учетом выдачи акта и рекомендаций обойдет в 8000 руб. Осмотр системы помещения на предмет соответствия трудовому законодательству, санитарно-гигиеническим нормативам стоит 15 руб. за 1 м² помещения площадью до 500 м² и 10 руб. площадью более 500 м².

Если объекты будут соблюдать все требования закона по охране условий труда, риски возникновения травмоопасных ситуаций сводятся к нулю. Также не стоит пренебрегать регулярным проведением специальной оценки условий труда. Согласно законодательству, такие внеплановые оценки необходимо проводить до истечения срока шесть месяцев со дня, когда новые рабочие места были введены в эксплуатацию.

Контроль и аудит охраны труда

Цель контроля за условиями и охраной труда – это предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний посредством осуществления комплекса мероприятий.

Как и кем проводится аудит условий и безопасности труда на производстве

Организации необходимо в установленные сроки проводить создание и корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству РФ и государственным нормативным требованиям в сфере охраны труда, организовывать разработку и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения (измерения или регистрации) результативности операций, которые способны оказать воздействие на условия труда.

Данные процессы должны затрагивать:

  • проведение требуемых качественных и количественных оценок согласно установленным требованиям и целями организации в сфере охраны труда;
  • измерение достигнутых результатов на соответствие их нормативным показателям функционирования и установленным государством нормативным требованиям по охране труда;
  • учет несчастных случаев, профзаболеваний, чрезвычайных происшествий и иных свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
  • учет результатов контроля и измерений для последующего проведения их анализа с целью оперативного контроля и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
  • обследования состояния здоровья работников организации;
  • отслеживание и регистрация данных о здоровье сотрудников на опасных производствах.

Организация в обязательном порядке должна иметь данные о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля (измерения), при этом обеспечивая своевременное техническое обслуживание и поверку данных средств. Записи о всех проведенных поверках необходимо регистрировать и сохранять.

Контроль за состоянием охраны труда на предприятии – один из главных элементов СУОТ и направлен на:

  • проверку соответствия условий труда работников государственным нормативным требованиям в сфере охраны труда;
  • выполнение как руководителями, так и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
  • выявление предупреждение всех нарушений и отклонений от установленных требований государственных стандартов ССБТ, а также правил, норм и инструкций по охране труда;
  • принятие комплекса эффективных мер, направленных на устранение выявленных недостатков.
Читайте также:  Как осуществить оплату больничного листа?

Стоит упомянуть, что в процессе контроля за состоянием условий по ОТ необходимо анализировать результаты аттестации рабочих мест, оценивать безопасность производства в целом, эффективность средств коллективной и индивидуальной защиты.

Основные виды контроля:

  • административно-общественный оперативный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Административно-общественный оперативный контроль

Как правило – данный контроль двух-, трехступенчатый.

Первая ступень должна проводиться непосредственным руководителем работ, которым может быть мастер, сменный инженер, механик или бригадир, непосредственно на участке, каждый день перед началом работ в течение смены.

Проверка затрагивает состояние рабочих мест и исправность оборудования, инструмента или приспособлений, работу вентиляционных установок и состояние санитарно-бытовых помещений.

К этому добавим проверку наличия инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты, рабочей и медицинской спецодежды.
При обнаружении недостатков в обязательном порядке принимаются меры к их устранению с последующей записью в журнале.

Вторая ступень – оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения, например начальником цеха, лаборатории или медицинской службы, с представителем комитета комиссии по охране труда и специалистами охраны труда или иных служб подразделения. Периодичность данной проверки – не реже 1-го раза в месяц, а день выбирается исходя из графика проверок.

Контроль состояния условий по охране труда на второй ступени кроме перечня позиций первой ступени включает проверку:

  • исправности и соответствия производственных вспомогательных помещений, оборудования и транспортных (грузоподъемных) средств требованиям безопасности;
  • своевременности проведения требуемых освидетельствований или испытаний защитных средств и оборудования, рабочей и медицинской спецодежды, грузоподъемных машин и механизмов;
  • своевременности выполнения профилактических осмотров, ремонтов и иного;
  • своевременности выполнения мероприятий согласно аттестации рабочих мест и т.д.;

Обнаруженные в ходе данной проверки недостатки устраняются с последующей записью в журнале. При невозможности выполнения некоторых мероприятий должна оформляться служебная записка на имя главного инженера. Результатом проверки является распоряжение по подразделению, включающее конкретные меры и выводы.

Третья ступень – это оперативный контроль, проводимый главным инженером предприятия или его техническим директором совместно с председателем комиссии по охране труда (с руководителем службы охраны труда и иными специалистами организации). Периодичность – не реже 1-го раза в квартал.

Контроль состояния условий по охране труда на 3-ей ступени, кроме перечня позиций 2-ой ступени, проверяет:

  • выполнение комплекса мероприятий по устранению недостатков, выявленных во время проведения II ступени контроля;
  • выполнение плановых мероприятий, проводимых с целью улучшения условий и охраны труда, включающих и мероприятия из раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятия по актам несчастных случаев. Сюда нужно добавить и выполнение приказов, распоряжений и указаний по охране труда, предписаний контрольно-надзорных органов и рекомендаций комиссии по охране труда;
  • обучение и проверка знаний руководителей и специалистов структурных подразделений организации;
  • медицинские осмотры и аналогичные мероприятия лечебно-профилактического характера;
  • выполнение похожих задач, входящих в функции руководителей структурных подразделений.

По результатам обследования проверки оформляется акт с последующим изданием приказа по организации, который рассматривается на производственном совещании проверенного структурного подразделения организации.

Руководитель должен проводить комплексное обследование состояния охраны труда всех структурных подразделений организации не реже 1-го раза в год с дальнейшим обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. Итог проверки – приказ.

Ведомственный контроль

Должен осуществляться вышестоящей организацией:

  • при проведении комплексных проверок организаций;
  • при проведении целевых проверок состояния условий в сфере охраны труда в подведомственных организациях;
  • на основании заявлений сотрудников подведомственных организаций.

Государственный контроль

  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция по труду.
  • Государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных отраслях и в ряде промышленных объектов совместно с федеральной инспекцией по труду осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в данной сфере деятельности.
  • Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, в которых содержатся нормы трудового права, в подведомственных им организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, при содействии органов местного самоуправления согласно федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
  • Государственный надзор за точным исполнением трудового законодательства и сопутствующих нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в полном соответствии с ФЗ РФ.

Общественный контроль

На основании ст. № 370 ТК РФ профсоюзные организации имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства (и НПА, содержащих нормы трудового права) и выполнением условий коллективных договоров и соглашений.

Работодатели должны в недельный срок со дня получения требования по устранению выявленных в ходе проверок нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения этого требования и принятых в разрезе этого мерах.

Профсоюзные инспекторы по охране труда или уполномоченные для этого лица от профсоюзов имеют право на:

  • осуществление контроля с целью соблюдения работодателями трудового законодательства и других содержащих нормы трудового права НПА;
  • проведение независимых экспертиз условий труда на предприятии для обеспечения безопасности его работников;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве и выявленных профессиональных заболеваний;
  • получение оперативной информации от руководителей и других должностных лиц организаций и работодателей – ИП о состоянии условий по охране труда и всех произошедших несчастных случаях на производстве (профессиональных заболеваниях);
  • защиту прав и законных интересов членов профсоюза, касающихся вопросов возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  • требование от работодателей приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направление работодателям представления для оперативного устранения выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, в которых содержатся обязательные для рассмотрения нормы трудового права;
  • осуществление проверки состояния условий и охраны труда и выполнения обязательств работодателей, которые предусмотрены коллективными договорами и соглашениями;
  • участие в работе комиссий, собранных для испытаний и приема в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, в качестве независимых экспертов;
  • участие в рассмотрении возникающих трудовых споров, которые связаны с нарушением трудового законодательства РФ и иных НПА, касающихся трудового права или обязательств по коллективным договорам и соглашениям, связанным с изменениями условий труда;
  • участие в разработке проектов федеральных законов (ФЗ) и иных нормативно-правовых актов РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы трудового права;
  • участие в разработке проектов подзаконных НПА, в которых присутствуют государственные нормативные требования в области охраны труда, согласовании их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращение в соответствующие органы для привлечения к ответственности лиц, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных связанных с ним актов, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  1. С целью обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников организации по охране труда во всех ее структурных подразделениях должны быть избраны уполномоченные или доверенные лица в области охраны труда от профсоюза или трудового коллектива.
  2. Данные уполномоченные лица имеют право беспрепятственной проверки соблюдения требований по охране труда и внесения обязательных для рассмотрения руководством организаций или работодателями – ИП предложений по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований по ОТ.
  3. При использовании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных представителях, которые смогут в полной мере учитывать специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
  4. В процессе организации общественного контроля за охраной труда в организации не лишним будет принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными представителями поставленных задач (функций) может быть возможно и при условии оказания им необходимой помощи со стороны руководства организации, профсоюзных и других уполномоченных для этого работников представительных органов, органов госконтроля и надзора, а также инспекции профсоюзов.
  5. Институт уполномоченных представителей необходим для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников предприятия в сфере охраны труда независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности или численности работников.
Читайте также:  Повысят ли пенсионный возраст в России?

Количество уполномоченных представителей может увеличиваться – это зависит от конкретных условий производства. Численность, порядок избрания уполномоченных и срок их полномочий оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателя и представительного органа сотрудников.

Выборы уполномоченных, в большинстве случаев, проводят на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. Не стоит избирать уполномоченными сотрудников, которые по занимаемой должности должны нести ответственность за охрану труда в организации.

Уполномоченные представители часто входят в состав комитета комиссии по охране труда в организации. Они организуют свою работу во взаимодействии с руководителями подразделений, выборными профсоюзными органами или аналогичными уполномоченными работниками, со службой охраны труда, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией от профсоюзов.

Уполномоченные представители отчитываются на общем собрании коллектива, который их избрал и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий согласно решению избравшего их органа, при условии невыполнения ими возложенных на них функций или не проявляют должной требовательности по защите прав работников в области охраны труда.

Уполномоченные по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками организации представительных органов должны в обязательном порядке пройти обучение и проверку знаний в рассматриваемой области в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Любая организация должна разрабатывать и проводить своевременную корректировку планов и методов проведения аудита СУОТ.

Аудит системы управления охраной труда проводят с целью:

  • определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения ее соответствия требованиям охраны труда и положениям политики в области охраны труда;
  • определения ее качества, оценки результативности достижения поставленных целей и выполнения требуемых задач по охране труда, своевременности их корректировки;
  • рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита СУОТ;
  • представления требуемых данных по результатам аудита системы управления охраной труда руководству организации.

План проведения аудита данной системы должен основываться на результатах оценки производственных рисков и анализе результатов предыдущих внутренних проверок СУОТ.

  • Методы ее аудита должны быть сообразны требованиям к их проведению и назначению, периодичности и уровню квалификации (компетентности) лиц, которые осуществляют аудит СУОТ.
  • Аудит СУОТ следует проводить лицам, не несущим прямой ответственности за охрану труда в организации, результатом чего являются соответствующие отчеты.

Аудит охраны труда на предприятии. Внешний и внутренний

Охрана труда представляет собой совокупность мер по обеспечению безопасности сотрудников. Аудит по охране труда позволяет повысить эффективность этой системы. В процессе проверки выявляются имеющиеся нарушения, проверяется соответствие документов законам.

Цели и результаты аудита

Рассмотрим ожидаемые результаты аудита по охране труда:

  • Системная оценка деятельности компании в сфере охраны труда.
  • Проверка соответствия деятельности организации существующим законам.
  • Обнаружение слабых мест.
  • Прогнозирование вероятных рисков.
  • Разработка плана мероприятий по устранению нарушений.
  • Расстановка приоритетов при устранении нарушений.
  • Поиск причин имеющихся нарушений.

Цели мероприятия:

  • Оценка деятельности, на основании которой можно сделать объективные выводы о бизнес-процессах.
  • Проверка состояния компании на данный момент.

Аудит по охране труда – обязательная мера для большой компании, в которой работает много сотрудников. Мероприятие позволяет контролировать соответствующую сферу. Комплексная оценка деятельности нужна, в первую очередь, самому предприятию.

Внутренний аудит компании

Существует два вида аудита по охране труда: внешний и внутренний. Первый вид предполагает проведение проверки представителями сторонней организации. Внутренний аудит осуществляется силами сотрудников самой проверяемой компании. Это доступный инструмент для контроля условий труда на предприятии.

Проверяться может как компания в общем, так и конкретное рабочее место. Рассмотрим преимущества внутреннего аудита:

  • Получение достоверных сведений об условиях труда.
  • Составление локальных статистических данных.
  • Возможность составления объективного отчета, который будет предоставлен инвесторам и акционерам.

Внутренний аудит может проводиться как планово, так и внепланово. Плановые проверки выполняются 1-2 раза в год. В каких случаях имеет смысл проводить мероприятие внепланово? Оно связывается с падением эффективности труда. Если какой-либо показатель, относящийся к охране труда, резко меняется, следует осуществить проверку.

Виды внутреннего аудита

Различают следующие виды аудита по охране труда:

  • Внеплановый. Цель – сбор информации для оперативного устранения нарушений. Проводится представителями службы охраны труда.
  • Целевой. Цель – сбор информации о конкретном объекте.
  • Комплексный. Цель – осуществление полноценной проверки системы управления условиями труда. Для проведения мероприятия назначается комиссия, в которую входят представители службы охраны труда.

При любой проверке, как правило, предварительно формируется график предстоящих работ.

Порядок проведения

Рассмотрим все этапы внутреннего аудита:

  1. Разработка стандарта проведения аудита. В стандарте указывается порядок проведения проверки, форма отчета по итогам мероприятия, порядок устранения обнаруженных нарушений. Разрабатывается стандарт на неопределенный срок. Если требуется, его можно пересмотреть. Хранится он вместе с прочей внутренней документацией.
  2. Определение предметов проверки. Можно выбрать несколько объектов, если это целевой аудит. Также может быть проведена проверка всех аспектов деятельности. Проверяться могут такие предметы, как наличие опасности здоровью сотрудников, знание сотрудниками охраны труда, наличие всей необходимой документации, готовность работников к аварийным ситуациям.
  3. Разработка программы аудита. Ответственность за разработку возложена на назначенную комиссию. Документ включает в себя следующие пункты: предмет проверки, ее цель, продолжительность мероприятия, лица, входящие в состав комиссии. Программ аудита может быть несколько.
  4. Издание приказа. Руководителю требуется издать приказ об осуществлении проверки. Составляется он по соответствующему образцу. Если проводится аудит в структурных подразделениях, о мероприятии нужно предупредить руководителя предприятия за 10 суток до его начала.
  5. Изучение всех требуемых документов. Аудитору нужно предоставить документацию, касающуюся охраны труда. В частности, на этом этапе анализируются внутренние акты, нормативные и правовые документы, технологические бумаги. Также понадобится разработать контрольные листы.
  6. Проведение проверки. На этом этапе выполняется сбор информации, проведение интервью с работниками, анализ собранных данных, наблюдение за деятельностью сотрудников. Нужно проверить, имеется ли на предприятии вся необходимая документация. Проверка проводится в рабочие часы. Если это невозможно, аудит осуществляется в нерабочее время. Однако на это, согласно статье 99 ТК РФ, требуется письменное согласие сотрудника. Сверхурочный труд, согласно статье 152 ТК РФ, оплачивается дополнительно. При этом должно быть соответствующее распоряжение руководителя.
  7. Составление протокола несоответствия и подготовка отчета. По результатам аудита составляется протокол. В нем прописываются все обнаруженные правонарушения. К примеру, это может быть нарушение сроков проведения учебных мероприятий по охране труда. Желательно указать значимость нарушения и его содержание. Составленный отчет предоставляется руководителю компании. Документ должен быть подготовлен в течение 7 дней. На его основании проводится дальнейшее устранение нарушений.
  8. Организация итогового собрания по результатам проверки. О результатах аудита требуется известить ответственных лиц. Желательно проинформировать их также о причинах нарушений. На этапе встречи определяются лица, которые будут заниматься устранением нарушений, а также сроки этого мероприятия.
  9. Устранение нарушений. Предположительное время ликвидации несоответствий – 30 дней. Этот срок продлевается при увеличенных объемах работы, необходимости в привлечении профессионалов или финансовых средств.
  10. Регистрация материалов проверки в реестре локальных аудитов. В реестр включается программа мероприятия, его график, итоговый отчет, контрольные листы.

Регулярное проведение внутренних аудитов позволяет увеличить безопасность условий труда, снизить опасность травм, своевременно исправлять все нарушения, не допускать появления аварийных ситуаций. Внешний аудит осуществляется по похожему алгоритму.

Внешний аудит по охране труда

Основное отличие внутреннего от внешнего аудита заключается в том, что последний проводится сторонними независимыми компаниями. Руководителю компании требуется сначала найти организацию, занимающуюся соответствующей деятельностью. Затем с ней заключается гражданско-правовой договор. Услуги сторонней компании нужны для следующих целей:

  • Проверки документации на соответствие требованиям закона.
  • Подготовки компании к проверкам со стороны государственных органов.
Читайте также:  Узнаем, как рассчитывается больничный лист

Как осуществляют проверку (аудит) системы управления охраной труда в организации

Проверка (аудит) представляет собой систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедуру) получения и объективной оценки степени соблюдения установленных требований. Выделяют два вида проверки (аудита): внешнюю (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны) и внутреннюю.

Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) СУОТ и соблюдение требований соответствующих нормативных документов.

Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Проверку (аудит) проводит персонал, который не несет ответственности за деятельность, подвергаемую проверке.

В методику проверки следует включать мероприятия по определению эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. Программа проверок (аудита) должна содержать требования к компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.

В зависимости от целесообразности проверка (аудит) включает оценку всех или части элементов СУОТ в организации или ее подсистемах. При аудите проверяют:

  • концепцию охраны труда;
  • участие работников и (или) их представителей;
  • обязанности и ответственность работников;
  • компетентность и подготовку работников;
  • документацию СУОТ;
  • передачу и обмен информацией;
  • планирование, развитие и функционирование СУОТ;
  • предупреждающие и корректирующие действия;
  • приведение документов системы управления в соответствие с изменениями;
  • предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидации их последствий;
  • материально-техническое снабжение безопасной продукцией;
  • обеспечение безопасности подрядных работ;
  • наблюдение за результатами деятельности и их измерение;
  • расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
  • документы, устанавливающие процедуру проверок;
  • анализ эффективности управления охраной труда руководством;
  • процедуру непрерывного совершенствования;
  • любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.

В выводах проверки (аудита) должно быть определено, являются ли функционирующие элементы СУОТ или их подсистем:

  • эффективными для реализации концепции и целей организации по охране труда;
  • эффективными для содействия полному участию в этом работников;
  • соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
  • обеспечивающими соответствие требованиям действующих нормативно-правовых актов;
  • обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.

Проверку (аудит) проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации. Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки (аудита) на рабочем месте, включая анализ результатов проверки (аудита), осуществляют с участием работников в установленном порядке.

Результаты проверки (аудита) и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. При анализе эффективности СУОТ, проводимом руководством, оценивают:

  1. концепцию охраны труда для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;
  2. способность СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
  3. необходимость изменения СУОТ, включая концепцию и цели по охране труда;
  4. необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации;
  5. выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
  6. степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий;
  7. эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности СУОТ.

Частоту и масштаб периодических анализов эффективности СУОТ работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации. Анализ эффективности СУОТ, проводимый руководством, должен учитывать:

  1. результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
  2. дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на СУОТ.

Выводы из анализа эффективности СУОТ должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

  1. лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) СУОТ для принятия соответствующих мер;
  2. комитета (комиссии) по охране труда, работников, а также их представителей.

Аудит по охране труда: что проверять и как оформить

Давайте признаемся: «аудит по охране труда» звучит страшновато. Из-за серьёзности термина, из-за неуверенности в правильности оформленных документов и неудовлетворительного результата. Однако, по сути, ничего страшного здесь нет. Разобравшись, Вы поймёте, что это выполнимо и, самое главное, полезно для организации.

Что включает в себя аудит по охране труда?

Иначе говоря, зачем он нужен. Как и любой контроль процедур и бизнес-процессов организации, аудит по охране труда позволяет выявить слабые места в документации и проводимых мероприятиях.

Любое зафиксированное во время внутренней проверки нарушение лучше устранить заблаговременно. А предупредить наступление несчастного случая, как известно, намного легче, чем заниматься его расследованием.

Итак, что же включает в себя аудит по охране труда? Для конструктивности разделим этапы проверки на документальную и реальную.

Во время первой проверяется наличие и правильность оформления документации по охране труда. За основу берётся список необходимых документов по охране труда. Как такой список составить, учитывая все особенности деятельности организации, мы писали ранее.

Вторая часть аудита по охране труда заключается в непосредственной проверке фактического соблюдения правил охраны труда на рабочих местах. В зависимости от того, чем занимаются работники организации, такая проверка может меняться в объёмах.

К примеру, работники рабочих профессий обязаны применять за работой средства индивидуальной защиты (СИЗ), если это предусмотрено правилами охраны труда и внутренними локальными документами. Во время проверки следует удостовериться, правильно ли применяются работником СИЗ.

Вместе с этим стоит проверить, свободны ли проходы, нет ли участков с разбросанными по полу проводов, соблюдаются ли условия хранения опасных веществ. Как Вы понимаете, список таких пунктов намного более обширен и зависит от того, какие рабочие места фигурируют в Вашем штатном расписании.

Аудит по охране труда: готовим документы и бланки

Наиболее правильным решением является, как всегда, комплексный подход. И начать лучше всего с процедуры внутреннего аудита по охране труда, являющейся неотъемлемой частью системы управления охраной труда. Такая процедура содержит алгоритм действий, проводимых во время аудита, а также все необходимые бланки. О них подробнее.

Ключевым документом при проведении аудита по охране труда является проверочный лист (чек-лист), в котором собраны все возможные критерии соблюдения правил охраны труда в организации. Так как внутренний аудит по охране труда, как правило, является инициативой руководства самой организации, имеет смысл сделать этот список максимально расширенным.

Возьмите на вооружение процедуру СУОТ «Управление профессиональными рисками» — её содержание поможет Вам определиться с базовым элементами проверочного листа. Подключите инструкции по охране труда и инструктажи (вводный, на рабочем месте) — они также помогут Вам сообразить, что именно следует проверять по охране труда на рабочих места. Если на одном из них произошел несчастный случай (даже если это микротравма), обратите на это рабочее место пристальное внимание.

Где и как зафиксировать результаты аудита?

По результатам заполнения проверочных листов понадобится проанализировать сложившуюся ситуацию и отразить её в протоколе аудита по охране труда, а также составить предписания устранить выявленные нарушения. Копии этих документов, как правило, прилагаются к отчету по охране труда за установленный период и являются его неотъемлемой частью.

Не бойтесь упустить даже самую незначительную мелочь — действие на опережение здесь намного важнее, чем недовольство со стороны руководства. Ведь нарушение, которое своевременно регистрирует аудит по охране труда, может спасти от штрафа государственной инспекции по труду, или целую жизнь.

Подведем итог

Безусловно, организовать аудит по охране труда не так просто: зачастую не хватает времени, или работников, кому это можно поручить. Однако результаты, получаемые при таких проверках, заставляют руководителей организации обратить свое внимание на внутренние проблемы по охране труда.

И если Вы решили проводить аудит по охране труда своими силами, отнеситесь к этому процессу с максимальной ответственностью. Заготовьте все необходимые документы, не упустите деталей и оформите результаты, прикрепив их к ежегодному или ежеквартальному отчету по охране труда.

Ссылка на основную публикацию